
Однако внимательный взгляд заметит и отличие — среди режимов селектора отсутствуют пониженные диапазоны 4, 3 и 2. Потому что для вариатора, да еще с электронным управлением, они не нужны. Принцип работы трансмиссии CVT, Continuously Variable Transmission, по-русски именуемой бесступенчатым вариатором, известен давно. Если в обычных трансмиссиях, будь то механические или автоматические коробки передач, передаточное число изменяется путем смены нескольких пар шестерен, то вариатор способен плавно и бесступенчато изменять передаточное отношение — в традиционных клиноременных вариаторах это достигается сдвижением и раздвижением половинок разрезанных вдоль шкивов, между которыми натянут клиновый ремень. Теоретически клиноременный вариатор является идеальной аVтомобильной трансмиссией — с его помощью можно подобрать оптимальное передаточное отношение в любой момент движения, позволяя двигателю всегда работать в самом выгодном режиме.
Но это лишь в теории. А на практике оказалось, что при большом крутящем моменте резиновый клиновый ремень проскальзывает, быстро изнашивается, а чуть что — рвется. Поэтому вариатор в основном применяют только на легких и относительно маломощных мотороллерах, гидроциклах и снегоходах.

Но, несмотря на то, что ремень передает не тянущее, а толкающее усилие и поэтому весьма надежен, диапазон допустимого крутящего момента современных ременных вариаторов все равно невелик. Последний рекорд принадлежал японцам из фирмы Nissan — самым мощным аVтомобилем с вариатором несколько месяцев назад стала новая Primera с двухлитровым 140-сильным двигателем, развивающим крутящий момент 181 Нм. Однако с появлением Audi A6 2.8 multitronic это достижение померкло...
Рычаг селектора переведен в позицию D, отпущена педаль тормоза — и Audi A6 2.8 multitronic слегка подается вперед, как с обычным "автоматом". Нажатие напольной педали газа — обороты двигателя вырастают до 2000 об/мин, и с плавным набором скорости мы уходим на трассу Мюнхен—Ингольштадт. Насколько больше вариатор подходит для мощного аVтомобиля высокого класса, нежели для малолитражки! Не раз, испытывая вариаторные машины с 1,3—1,6-литровыми моторами, мы жаловались на высокую шумность.

Но Audi А6 multitronic производит совершенно иное впечатление. Во-первых, даже при максимальных оборотах благородный тембр V-образной "шестерки" не давит на уши. Во-вторых, вариатор работает совершенно бесшумно. А в-третьих, электронный блок управления вариатора настроен таким образом, чтобы у водителя создавалось впечатление, будто он едет на аVтомобиле с более привычной трансмиссией.
Дроссель открыт на 30% — двигатель раскручивается в диапазоне 2000—3000 об/мин. Педаль нажата более чем наполовину — стрелка тахометра поднимается к 3500—4500 об/мин, к зоне оборотов максимального крутящего момента. И только если продавить довольно тугую педаль "в пол" до срабатывания кнопки kick-down, то двигатель сразу выйдет на "мощностные" 5500—5800 об/мин. Кстати, блок управления здесь адаптивный и способен подстраиваться под манеру езды водителя. А при неторопливой езде вообще складывается ощущение, что едешь на машине с "механикой". Или с "автоматом", но только очень совершенным — даже лучше, чем tiptronic. "Мозг" вариатора multitronic позволяет ему оставаться на повышающем передаточном отношении до скорости не ниже 60 км/ч. И когда плавно катишь по аккуратным улочкам маленького баварского городка с оборотами чуть выше холостых, между колесами и двигателем устанавливается жесткая связь, как в ступенчатой трансмиссии.
Но, несмотря на это, и здесь не удалось избежать свойственной вариаторным аVтомобилям рассогласованности между чувством скорости "по слуху" и реальной динамикой. Отличная шумоизоляция и очень хорошие управляемость и плавность хода, свойственные последним версиям Audi A6, на хороших дорогах и без того притупляют ощущение скорости. А тут еще и вариатор — когда при утопленной педали газа тембр двигателя почти не меняется, кажется, что аVтомобиль недостаточно быстр. И аэродинамические шумы что-то великоваты... Но тут бросаешь взгляд на спидометр — батюшки, на нем уже сто восемьдесят!

Связь между колесами и двигателем в этом режиме ничуть не хуже, чем при механической коробке передач. Более того — вследствие врожденных свойств вариатора поток мощности не прерывается даже при "переключениях". И насколько это кстати в напряженном повороте, когда на передних ведущих колесах нужно иметь надежную тягу! А переход на другое передаточное отношение происходит столь быстро, что опережает даже смену цифр передач на дисплее.
— Вариатор способен изменять передаточное отношение практически мгновенно, но скорость срабатывания пришлось снизить — иначе двигатель не успевал отреагировать на изменение нагрузки, — рассказывали инженеры Audi.
Правда, ручной режим с шестью передачами — это, скорее, игрушка для активного водителя. А максимального ускорения, равно как и наибольшей экономичности, Audi A6 2.8 multitronic достигает в автоматическом режиме вариатора.
И если заявления Audi о достигнутых сенсационных расходах топлива и времени разгона 0—100 км/ч соответствуют действительности, то это — настоящая революция в аVтомобильных трансмиссиях! — Ничего принципиально нового мы не придумали — просто усовершенствовали давно известную конструкцию и вместо стального ремня, изобретенного голландцами из VDT, применили плоскую многозвенную цепь...
Рейнхарт Гезенхаус, один из "отцов" трансмиссии multitronic, скромничает. Его бывший коллега, который нынче преподает в Мюнхенском техническом университете, начал работу над цепным вариатором еще в 1980 году, двадцать лет назад, и только разработка серийной конструкции мультитроника заняла пять лет.

Все это позволило передать крутящий момент в 280 Нм и даже выше — по словам баварцев, multitronic способен выдержать триста с лишним ньютон-метров, а срок службы вариатора превышает ресурс самого аVтомобиля.
Потрясающе! Но ведь это элементарно — обычная цепь вместо сверхсложного наборного ремня?
— Не все так просто, — усмехается Гезенхаус. — Наш секрет в сочетании материалов шкивов и осей звеньев, их геометрии, рецептуре масла, в котором работает вариатор... И конечно, в техническом исполнении.
Но за счет чего инженерам Audi удалось ранее невозможное — превратить теоретическое преимущество вариатора в разгонной динамике в практическое?
— Для этого пришлось хорошенько поработать над конструкцией мультитроника, избавляя его от потерь мощности, свойственных другим вариаторам. Например, для рассоединения двигателя и вариатора при остановке аVтомобиля и для плавного старта с места мы вместо гидротрансформатора, в котором потери энергии выше, применили пакет "мокрых" фрикционов. А двухконтурная конструкция гидравлического управления шкивами и система раздельного масляного охлаждения позволили применить гидронасосы с меньшим давлением и опять-таки снизить потери мощности.
Можно ли теперь ожидать "цепной реакции"? Ведь с такими преимуществами multitronic вскоре может вытеснить обычные гидромеханические "автоматы"! Пока в Ингольштадте полны оптимизма, но сдержанного. Ведь tiptronic, который для Audi выпускает немецкая фирма ZF, — это отработанная и весьма совершенная конструкция. А multitronic собственного производства на тысячу марок дороже "автомата", а вдобавок требует применения специального масла и его замены вместе с двумя фильтрами — пока через 60000 км пробега. Кроме того, есть еще одно препятствие — инерция мышления, отторжение непривычной трансмиссии с необычными реакциями аVтомобиля. Кстати, когда я высказал создателям мультитроника единственную жалобу — на отсутствие торможения двигателем в режиме Drive, — баварцы развели руками: "Вариатор позволяет добиться суперэффективной реакции на сброс газа, но большинство наших клиентов жалуются даже на tiptronic — они привыкли, что при отпущенном акселераторе аVтомобиль идет накатом". Жаль, что в Ингольштадте не применили испытанный японцами прием — сделать два режима Drive, один с торможением двигателем, а второй без него.
Но главное преимущество вариатора Audi бесспорно — это одна из первых серийных автоматических трансмиссий, по динамике и экономичности сравнимая с механической коробкой передач. Заметьте — не первая, а одна из первых, так как существуют механические КПП с автоматическим переключением (например, BMW M Sequentional Transmission). Но они пока слишком сложны и дороги, а цепной вариатор с ростом объемов производства будет дешеветь. В Ингольштадте не отрицают того, что multitronic может появиться и на других аVтомобилях концерна VW — в первую очередь, на машинах с продольным (Passat) расположением двигателя. Да и другие производители наверняка заинтересуются цепным вариатором — благо, Luk не связан с Audi эксклюзивным соглашением и имеет право поставлять компоненты этой трансмиссии кому угодно.
В конце года Audi A6 2.8 multitronic с кузовами седан и универсал появится в продаже — сначала в переднеприводном варианте, а потом, как только баварцы закончат адаптацию вариатора к полному приводу, и в версии quattro. А если машины с цепным вариатором к весне доберутся до России, то мы непременно устроим дуэль-тест мультитроника и "механики" с нашими замерами. Тогда и посмотрим, кто кого...
Л. ГОЛОВАНОВ
Фото автора и фирмы Audi
Источник: Газета «Авторевю» [№20/1999]
http://www.avtomarket.ru